Психоорганический синдром – симптомокомплекс нарушений памяти, интеллекта и аффективности.
В зависимости от самого заболевания могут преобладать те или иные нарушения или сочетаться друг с другом в самых различных соотношениях.
Нарушения памяти при психоорганическом синдроме затрагивают в той или иной степени все три основные ее стороны: запоминание и способность ее воспроизводить.Нарушения памяти, особенно в форме амнезий, сопровождаются появлением образных воспоминаний, событий прошлой жизни.
Психоорганический синдром сопровождается нарушением восприятия окружающего – снижением или даже невозможностью охватить какую - либо ситуацию целиком: больные улавливают в ней лишь частности. Ограничивается объем внимания; человек плохо начинает ориентироваться в окружающем.
О нарушении интеллектуальной деятельности свидетельствуют снижение уровня суждений (способности понимать полученные сведения, взвешивать различные альтернативы и формировать четкий план действий) и умозаключений. Одним из самых ранних признаков снижения интеллекта является нарушение критических способностей в отношении самооценки и оценки окружающего.
Человек становится более ограниченным, у него сужается круг интересов, он не может понять и осмыслить трудных ситуаций, зациклен на себе, некритичен, равнодушен.
Нарушенная аффективность и снижение критических способностей сочетаются то с повышенной внушаемостью, то с повышенным и даже не знающим меры упрямством.
Обычно темп психических процессов более или менее замедлен. Речь обеднена словами, часто сопровождается употреблением вспомогательных слов, словесных шаблонов.
Больные не могут сразу переключиться с одной мысли на другую, не способны в разговоре выделить главное, в связи с чем застревают на несущественных деталях.
Астенические расстройства выражены слабо или же отсутствуют совсем лишь при атрофических процессах: болезнь Пика, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.
При всех остальных заболеваниях, сопровождаемых развитием психоорганического синдрома, - астения постоянное расстройство.Хронический психоорганический синдром начинается обычно исподволь и малозаметно. Его течение различно: прогрессирующее с исходом в деменцию (болезнь Пика, хорея Гентингтона, старческое слабоумие), приближающееся к стационарному (последствия черепно-мозговых травм, энцефалиты ), с длительными ремиссиями, возникающими обычно в результате лечения (прогрессивный паралич, опухоли головного мозга).
Причины развития психоорганического синдрома многообразны: сосудистые заболевания головного мозга, черепно-мозговая травма, интоксикации (алкоголь, наркотические средства, свинец, угарный газ), энцефалиты, хронические нарушения обмена, сифилитические заболевания центральной нервной системы, опухоли и абсцессы головного мозга, атрофические процессы предстарческого и старческого возраста, а также все болезни, сопровождаемые эпилептическими припадками.
Астения проявляется повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, не переносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.
Свойственная астении утомляемость всегда способствует колебаниям интенсивности проявлений психоорганического синдрома, которые усиливаются при нарастании астении.
Психоорганический синдром часто сопровождают головные боли, ощущение давления в голове, головокружение, плохая переносимость жары, перепадов атмосферного давления; его могут сопровождать разнообразные неврологические симптомы.
Выделяют острый и хронический психоорганические синдромы. Острый возникает внезапно и может продолжаться дни и недели, редко дольше. Он может быть как единственным эпизодом в жизни больного, сменяясь восстановлением психического здоровья, так и переходом в хронический психоорганический синдром.
Хронический психоорганический синдром начинается обычно исподволь и малозаметно. Его течение различно: прогрессирующее с исходом в деменцию (болезнь Пика, хорея Гентингтона, старческое слабоумие), приближающееся к стационарному (последствия черепно-мозговых травм, энцефалиты ), с длительными ремиссиями, возникающими обычно в результате лечения (прогрессивный паралич, опухоли головного мозга).
Причины развития психоорганического синдрома многообразны: сосудистые заболевания головного мозга, черепно-мозговая травма, интоксикации (алкоголь, наркотические средства, свинец, угарный газ), энцефалиты, хронические нарушения обмена, сифилитические заболевания центральной нервной системы, опухоли и абсцессы головного мозга, атрофические процессы предстарческого и старческого возраста, а также все болезни, сопровождаемые эпилептическими припадками.
Синдром Корсакова (амнестический синдром) - сочетание фиксационной амнезии (расстройства памяти на настоящее), дезориентировки в месте, времени, окружающем и конфабуляций.
Расстройства памяти при Корсаковском синдроме касаются прежде всего запоминания текущих и недавних событий. Больной почти тотчас забывает получаемые впечатления. Время, в течение которого они сглаживаются, может исчисляться секундами. Больной тотчас забывает не только имя, но и внешность лица, с которым ему пришлось разговаривать и поэтому он многократно здоровается с одним и тем же человеком, думая, что видит его в первый раз.
Больной не знает, что он ел сегодня и ели ли вообще, пересказывает одни и те же истории, не помнит, сколько времени он болен и как давно находится в больнице.
Беседуя с врачом, больной часто повторяет одни и те же вопросы и просит советов, которые он уже неоднократно получал; при чтении помногу раз перечитывает одно и то же, всякий раз как нечто для него новое. В то же время аффективная память (память на события, связанные с неприятными для больного переживаниями) страдает в меньшей степени. Постоянно выпадают из памяти события непосредственно предшествующие заболеванию.
Значительно страдает ориентировка во времени. Больной часто не в состоянии назвать не только число, день недели и месяц, но и время года, а также текущий год.
Больной плохо ориентируется на месте: он не в состоянии разобраться в помещениях отделения, в частности, не знает, где находится его кровать, туалет.
Многие больные не в состоянии сказать, какие люди их окружают, а в некоторых случаях называют незнакомых лиц именами своих знакомых.
Конфабуляции (вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни) возникают обычно при соответствующих вопросах, а не спонтанно. Их содержание касается преимущественно прошлых событий обыденной жизни или ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Больным с Корсаковским синдромом всегда свойственна та или иная степень снижения интеллектуального уровня, в том числе и снижение критического отношения к своему состоянию. Вместе с тем многие знания и навыки прошлого сохраняются у них вполне удовлетворительно. Например, больные сохраняют профессиональные знания, способны хорошо играть в сложные карточные игры, в шахматы, решать различные задачи, логически правильно рассуждать о вопросах, связанных с их прежним опытом и знаниями.
У большинства, несмотря на снижение критики, всегда существует сознание болезни, в первую очередь касающееся расстройств памяти.
У больных с Корсаковским синдромом всегда снижается уровень побуждений и активности. Постоянно можно выявить психическую и физическую утомляемость. Эти расстройства в большей степени выражены у лиц пожилого возраста. Лица молодого и среднего возраста обычно живее и активнее.
Так же наблюдаются различия и в поведении людей пожилого и молодого и среднего возраста.
Молодые люди часто находятся в состоянии эйфории, которая может сменяться резкой раздражительностью. Для людей пожилого возраста более характерно тревожное поведение, они могут видеть во всем опасность и угрозу для себя.
В большей части случаев Корсаковский синдром возникает остро, вслед за состоянием помрачения сознания, чаще всего вслед за делириями, обычно тяжелыми.
Во всех случаях постепенного развития Корсаковского синдрома ему сопутствует углубляющееся в различном темпе слабоумие.
Корсаковский синдром наблюдается при различных интоксикациях (в первую очередь при алкоголизме), после черепно- мозговой травмы, при опухолях мозга и инфекционных заболеваниях, после острой гипоксии (отравление угарным газом, повешение), при сенильно - атрофических и сосудистых процессах.
Псевдопаралитический синдром – сочетание психических и неврологических расстройств, характерных для прогрессивного паралича; один из наиболее тяжелых переходных синдромов Викка.
Проявляется тем, что у человека резко снижается или полностью исчезает критика по отношению к самому себе и окружающим, нарушается уровень суждений, ухудшается внимание. Обычно больные повышенно внушаемы.
Чаще всего они находятся в состоянии эйфории, которая может сменяться раздражительностью и злобой.
Влечения повышаются. Особенно это касается аппетита, достигающего степени булимии. То есть человек постоянно чувствует голод, не может наесться.
Больные становятся неряшливы, не следят за своим внешним видом; едят руками, подбирают объедки, ложатся одетыми в кровать, не спрашивая, берут еду и вещи у окружающих.
Выделяют два основных варианта псевдопаралитического синдрома.
При первом у больных преобладает повышенно - беспечное настроение, идеи переоценки собственной личности.
Больные говорливы, смеются без повода, бесцеремонны в обращении с окружающими, склонны к неуместным шуткам, выражениям. Они много двигаются, могут проявлять бестолковую деловитость.
Для второго варианта более характерны эйфория, вялость, бездеятельность.
Псевдопаралитический синдром возникает в течение психозов: интоксикационных, острых и хронических инфекционных, после черепно- мозговых травм и при соматических заболеваниях, опухолях мозга (в том числе и сифилитических), при атрофических процессах в мозгу.
Лобный синдром – сочетание признаков свойственных глобарному слабоумию с аспонтанностью или, напротив, с общей расторможенностью.
У больного резко снижаются или полностью пропадают побуждения, он становится более молчаливым, равнодушным, теряет интерес ко всему окружающему.
При расторможенности повышено настроение, наблюдается беспечность, в ряде случаев дурашливость со склонностью к неуместным шуткам и поступкам, напоминающими детские проказы.
В обоих состояниях резко снижаются или совершенно утрачиваются критические способности.
Всегда наблюдается грубая нивелировка личности. Это означает, что человек становится равнодушным ко всему: своему внешнему виду, одежде; стремится к удовлетворению только самых примитивных потребностей: поесть, поспать; ведет себя как робот.
Лобный синдром может быть транзиторным и хроническим, с прогрессирующим развитием.

Комментарии
25.10.2013 в 14:17

В силах каждого вершить
По первых строках я уже подумал, что это обо мне... но отпустило, я слишком к себе самокритичен иногда :)
Честно я уже начинаю уставать от вашего пациента с его "вы не знаете через что мне суждено было пройти..." и прочая "печаль", то ли я утрачиваю способность сопереживать людям. А ведь раньше это была одна из моих особенностей.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail